Образовательный процесс

РКР 2025

Изучение качества образования

Платные образовательные услуги

ДОГОВОР на оказание дополнительных платных образовательных услуг(33,0 КБ)

ВНИМАНИЕ!

   На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2013 г. № 641 «О порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации», пункта 3 письма Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь от 18.02.2015 № 12-01-10/1407/03-20/150 с целью привлечения дополнительных внебюджетных средств на содержание подведомственных учреждений, в соответствии с приказом Отдела по образованию администрации Октябрьского района г. Витебска «Об утверждении цен на платные услуги» от 28.08.2024 № 280

 с 01.09.2024 года установлена следующая стоимость платных услуг:

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе — 27р

Дополнительное (сверх установленных учебными планами часов) обучение по отдельным предметам (1 час в неделю) — 19р

Репетиторство — 43р

Индивидуальные занятия по отдельным предметам — 107р


По вопросу организации дополнительных занятий на платной основе обращаться к заместителю директора по учебной работе

Константиновой Екатерине Александровне,

тел.: 8 (0212) 64 54 91 (приемная)

Инструкция об оплате в системе ЕРИП

Инструкция об оплате в системе ЕРИП

Для проведения платежа за платные услуги и благотворительные взносы, учебники и учебные пособия необходимо:
1. Выбрать:
* Пункт «Система «Расчёт» (ЕРИП)
* Образование и развитие
* Школы
                         * г. Витебск
 * Средняя школа № 28
2. Для оплаты выбрать услугу КРУЖКИ, ввести лицевой счёт.
3. Ввести сумму платежа (если не указана)
4. Проверить корректность информации
5. Совершить платеж.
Лицевой счёт учащегося можно узнать у классного руководителя.

Факультативные занятия

Картинки по запросу факультативные занятия картинка

Факультативные занятия – форма дифференциации

обучения учащихся

Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) —  разделение, расчленение целого на части, формы, ступени. Для дифференциации обучения в школе существуют две группы причин:

1) внутренние, связанные с различиями в потребностях и  возможностях учащихся в отношении содержания, темпа, методов и средств обучения;

2) внешние, обусловленные различиями в требованиях к  выпускникам школы со стороны учреждений профессионального образования, производства, рынка труда, общества в целом.

Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной  записке к Единым типовым учебным планам, — это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся  по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на  активизацию познавательной деятельности.

Функции факультативных занятий:

  • предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения  отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным  олимпиадам и конкурсам;
  • мотивирующая: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая  познавательная мотивация к предмету изучения;
  • общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся,  становления их познавательных и социальных компетенций;
  • профориентационная: факультативные занятия могут  предоставить учащимся большие возможности для  «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Виды факультативных занятий по содержанию:

— факультативы предметной направленности;

— факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности;

— факультативы профориентационной направленности.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для  учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и  централизованном тестировании.

Факультативы общекультурные и общеразвивающие применимы в основном в  начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку.

Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в VII-IX классах базовой школы. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном  самоопределении, которое позволит сделать оптимальный  выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования.

Цель и задачи:

  • Цель – повышение качества образования учащихся  на основе  учета их  индивидуальных образовательных запросов и возможностей. 
  • Задачи – создать условия для:
  • удовлетворения индивидуальных образовательных запросов  учащихся;
  • углубления знаний;
  • развития мышления и интеллектуальных умений;
  • формирования опыта познавательной деятельности;
  • развития навыков самостоятельной и исследовательской  работы;
  • личностного развития;
  • подготовки к осознанному выбору профессии и др.

Принципы:

  • гуманизации;
  • свободы выбора;
  • самоопределения;
  • индивидуализации;
  • личностной ориентации;
  • практической  направленности;
  • вариативности;
  • преемственности и др.

Организационно-методические особенности факультативных  занятий по предмету:

  • безотметочное обучение;
  • акцент на самоанализ и самооценку;
  • высокий уровень самостоятельности;
  • предпочтение поисковым методам и исследованиям;
  • организация интерактивного общения и взаимообучения;
  • высокий уровень обобщения;
  • формирование опыта практического использования  знаний;
  • формирование опыта работы с информацией;
  • расширение опыта познавательной деятельности и развитие познавательного интереса и др

Критерии эффективности факультативного обучения:

  • условий;
  • процесса;
  • результатов:       
  • обученности;
  • личностного развития;
  • здоровья;
  • компетентности педагогов.

Критерии и показатели результативности образовательного процесса на факультативных  занятиях:

а) критерий обученности учащихся:

  • динамика учебных достижений учащихся  по учебным предметам  (учащихся, которые посещают факультативные занятия): успехи на ЦТ, результаты  административных контрольных работ, промежуточной аттестации;
  • динамика количества учащихся, прибегающих к услугам репетиторов;
  • возрастание количества победителей  олимпиад и творческих конкурсов различного уровня;

б) критерий личностного развития:

  • приверженность учащихся ценностям, владение ими учебными и социальными компетенциями, которые отражены в миссии учреждения или модели выпускника;
  • демонстрация учащимися норм этичного поведения;
  • характер потребностей учащихся;
  • стабильность профессиональных  приоритетов школьников;
  • оригинальность образовательных продуктов учащихся;
  • владение учащимися новыми способами деятельности;

в) критерий здоровья, т.е. влияние занятий  учащихся  на факультативах на динамику:

  • количество пропусков занятий по болезни;
  • числа учеников в группе здоровья;
  • количества жалоб учащихся на утомляемость, головные боли;
  • числа учащихся, которые занимаются в спортивных секциях;
  • уровня тревожности учащихся;

г) критерий удовлетворенности субъектов  образовательным процессом:

  • учащихся (динамика учебной мотивации и  отношения  к обучению);
  • родителей (динамика приверженности к факультативным занятиям);
  • учителей (динамика в активизации самообразовательной деятельности и в отношении к работе в условиях данной модели дифференциации обучения школьников);
  • критерий повышения компетентности педагогов.

Факультативные занятия существенно отличаются от обычных уроков. На факультативных занятиях у учащихся больше свободы, возможностей для инициативы, проявления творчества, самостоятельности, личностной самореализации.

Сравнение урока и факультативного занятия  предметной направленности

Признаки для сравненияОрганизационная форма обучения
УрокФакультативное занятие  предметной направленности
Статус в учебном плане школыОбязательные занятияДополнительные занятия
Целевой ориентирОбщеобразовательная подготовка учащихсяПодготовка по предмету на повышенном уровне
Содержание обученияОпределяется программой базового уровняОпределяется программой факультативного занятия
Уровень учебной мотивации учащихсяНе всегда высокийКак правило, высокий, поскольку соответствует выбору учащегося
Программы и учебные пособияГосударственные программы, пособия имеются в наличииВозможно использование авторских программ, учебных пособий в наличии может не быть
Оценивание учебных достижений учащихсяВыставляются отметкиБезотметочное обучение, применяются содержательная оценка, средства и процедуры самооценки
Время проведенияВ основной сетке часов в первой половине дняВне основного расписания

О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них

Указ Президента Республики Беларусь «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них»

            Министерство образования обращает внимание, что в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» принято постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 марта 2018 г. № 10 «Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283», которым внесены изменения и дополнения в Положение об учреждении общего среднего образования.

        Прием документов в классы учреждений общего среднего образования будет осуществляться с 12 июня по 28 августа.

       Обращаем внимание, что приём документов в  классы учреждений общего среднего образования должен быть осуществлён в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании, статьи 270 Кодекса.

       В первую очередь принимаются дети, проживающие в микрорайоне учреждения общего среднего образования. При наличии свободных мест в учреждение общего среднего образования могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

График приёма документов :

понедельник — пятница  с 8.00 до 13.00, с 15.00 до 20.00

Организация образовательного процесса в 2024/2025 учебном году

2024/2025 учебном году организация образовательного процесса будет осуществляться по четвертям в следующие сроки:

первая четверть – со 2 сентября 2024 г. по 26 октября 2024 г.;

вторая – с 4 ноября 2024 г.  по 24 декабря 2024 г.;

третья – с 8 января 2025 г. по 22 марта 2025 г.;

четвертая – с 31 марта 2025 г. по 31 мая 2025 г., а для учащихся IX (X), XI (XII) классов с 31 марта 2025 г. по 23 мая 2025 г.

На протяжении учебного года устанавливаются каникулы:

осенние – 8 дней с 27 октября 2024 г. по 3 ноября 2024 г. включительно;

зимние – 14 дней с 25 декабря 2024 г.  по 7 января 2025 г.  включительно;

весенние – 8 дней с 23 марта 2025 г.  по 30 марта 2025 г.  включительно;

летние – 92 дня с 1 июня 2025 г.  по 31 августа 2025 г., для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – 82 дня с 11 июня 2025 г. по 31 августа 2025 г. включительно.

Для учащихся I-II классов (ІІІ классов – для учащихся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) в ІІІ четверти проводятся дополнительные зимние каникулы с 17 февраля 2025 г. по 23 февраля 2025 г. включительно продолжительностью 7 дней.

О переводе отметок

Государственный школьный стандарт

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 Об утверждении Правил педагогических работников

Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24 красавіка 2024 г. № 47 Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі

Программа развития и совершенствования общего среднего образования на 2024-2025 годы

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИСЬМА

Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі

Образцы обложек и дневников учащихся, рекомендованных Министерством образования

Особенности зачисления и обучения в профильных классах

Нормативные документы 2024/2025 учебный год

Изменение сроков приема

О приеме лиц для получения общего среднего образования в гимназиях, средних школах


На основании решения приемной комиссии не позднее 25 августа года приема директором школы издается приказ о зачислении учащихся в среднюю школу.


В 2024/2025 учебном году контрольная цифра приема в 10 класс учреждения образования — 32.

Профильные предметы в учреждении образования в 2024/2025 учебном году: Математика/Русский язык, Биология/Химия(аграрное направление)


Утверждено

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

17.08.2022 № 269 

ПРАВИЛА

приема (зачисления) лиц для получения общего среднего образования в средних школах

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящими Правилами регулируется порядок приема (зачисления) лиц в средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения (далее – освоение содержания образовательной программы среднего образования).

Настоящие Правила распространяют свое действие на прием (зачисление) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

2. В средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования принимаются (зачисляются) лица, получившие общее базовое образование.

3. Прием (зачисление) лиц в X класс средних школ, при наличии свободных мест в XI класс для освоения содержания образовательной программы среднего образования осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны ими для изучения на повышенном уровне, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).

Контрольные цифры приема лиц в X класс средних школ за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов ежегодно утверждаются учредителями учреждений образования или уполномоченными ими органами не позднее 10 апреля года приема (зачисления).

Информация о количестве мест, предоставляемых для приема (зачисления) лиц в X класс средних школ размещается на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

ГЛАВА 2

ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ЛЬГОТЫ ПРИ ПРИЕМЕ (ЗАЧИСЛЕНИИ) В СРЕДНИЕ ШКОЛЫ

4. Вне конкурса при поступлении в средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования в порядке перечисления принимаются (зачисляются):

победители (дипломы I, II или III степени) заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема (зачисления), по учебным предметам в соответствии с перечнем согласно приложению;

победители (дипломы I, II или III степени) республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам, проведенных Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема (зачисления), по учебным предметам в соответствии с перечнем согласно приложению;

победители (дипломы I, II или III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема (зачисления), по учебным предметам в соответствии с перечнем согласно приложению;

победители (дипломы I, II или III степени) второго (районного, городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема (зачисления), по учебным предметам в соответствии с перечнем согласно приложению.

5. Преимущественное право при равном количестве баллов на прием (зачисление) в средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования в порядке перечисления имеют:

лица, имеющие по результатам итоговой аттестации в год приема (зачисления) более высокий средний балл;

лица, имеющие по результатам итоговой аттестации в год приема (зачисления) более высокий средний балл по учебным предметам, модулям, которые выбраны ими для изучения на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения.

ГЛАВА 3

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДъявляемые В ПРИЕМНЫЕ КОМИССИИ

6. Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, изъявившего желание участвовать в конкурсе для осовения содержания образовательной программы среднего образования в средних школах, осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.

Заявление при приеме в X класс средних школ подается в приемную комиссию средней школы в период с 12 июня по 10 августа года приема, на свободные места в XI класс – в период с 12 июня по 17 августа года приема.

В заявлении должны быть указаны учебные предметы (не более двух), которые выбраны абитуриентом для изучения на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения в средней школе.

7. При подаче заявления абитуриенты предъявляют документы, предусмотренные абзацем первым части первой пункта 2, частью второй пункта 12 статьи 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также документы, подтверждающие право на льготы (при наличии льгот).

8. При приеме (зачислении) в X класс средних школ для освоения содержания образовательной программы среднего образования, предъявляется также свидетельство об общем базовом образовании. Справка об обучении в этом случае не предъявляется.

9. В случае подачи документов от имени абитуриента его законным представителем в приемную комиссию средней школы предъявляются документы, удостоверяющие личность и статус законного представителя и копия документа, удостоверяющего личность абитуриента.

ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА И ПРИЕМА (ЗАЧИСЛЕНИЯ) АБИТУРИЕНТОВ

         10. К конкурсу в средних школах для освоения содержания образовательной программы среднего образования допускаются абитуриенты, у которых в свидетельстве об общем базовом образовании отметки по каждому из учебных предметов, которые выбраны для изучения на повышенном уровне абитуриентами и определены в этих средних школах  для изучения на повышенном уровне, не ниже 7 (семи) баллов и средний балл итоговой аттестации в год приема (зачисления) – при приеме не ниже 7 (семи) баллов.

         К конкурсу в средних школах для освоения содержания образовательной программы среднего образования в профильных классах аграрной  направленности допускаются абитуриенты, имеющие в свидетельстве об общем базовом образовании отметки не ниже 6 (шести) баллов по каждому из учебных предметов, которые определены в этих средних школах для изучения на повышенном уровне в профильных классах аграрной направленности, и средний балл  итоговой аттестации в год приема (зачисления) не ниже 5 (пяти) баллов.

К участию в конкурсе не допускаются лица, имеющие по результатам итоговой аттестации в учебном году, предшествующем году приема (зачисления), неудовлетворительную оценку поведения.

         11. На места, оставшиеся после зачисления абитуриентов на основании пункта 4 настоящих Правил, зачисляются абитуриенты по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны ими для изучения на повышенном уровне, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).

         12. Конкурс при приеме (зачислении) абитуриентов в средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования осуществляется на основании суммы баллов результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны абитуриентами для изучения на повышенном уровне в этих средних школах, и среднего балла итоговой аттестации в год приема (зачисления).

Средний балл итоговой аттестации в год приема (зачисления) определяется с точностью до десятых долей единицы.

13. Преимущественное право при равном количестве баллов на прием (зачисление) в средние школы для освоения содержания образовательной программы среднего образования в порядке перечисления имеют абитуриенты, перечисленные в пункте 5 настоящих Правил.

14. На основании решения приемной комиссии не позднее 25 августа года приема (зачисления) директором средней школы издается приказ о приеме (зачислении) абитуриентов в среднюю школу.

В трехдневный срок решение о приеме (зачислении) абитуриентов в число учащихся доводится до этих абитуриентов (законных представителей несовершеннолетних абитуриентов) путем размещения приказа о приеме (зачислении) на официальном сайте этой средней школы в глобальной компьютерной сети Интернет и на информационном стенде.

15. В случае досрочного прекращения образовательных отношений по инициативе учащегося гимназии, его законного представителя до 30 сентября года приема (зачисления), на вакантное место может быть принят (зачислен) абитуриент, который не прошел по конкурсу в этой средней школе.


Статья 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании

11…Прием лиц в 10 класс средних школ для освоения содержания образовательной программы среднего образования…В рамках организации профильного обучения осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема.

Зачисление 2024/2025

Основы финансовой грамотности

Основы финансовой грамотности

План мероприятий по повышению финансовой грамотности населения на 2020-2024 год 

  • Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.  
  • Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.   
  • Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Основы финансовой грамотности

Грамотный подход к денежным средствам.

Вы должны полностью изменить свое отношение к деньгам и научить себя воспринимать их как гибкий инструмент, которым можно легко и просто управлять, не зависеть от денег, а сделать так, чтобы они работали на вас и ваше благосостояние.

Учет и тщательное планирование своих финансовых средств.

Только с помощью личного финансового плана, который вы можете составить самостоятельно, у вас получится рационально управлять всеми своими доходами и расходами, правильно поставить перед собой цели, на которые необходимо накопить определенную сумму денежных средств. 

Изображение

Основы сотрудничества с финансовыми учреждениями.

Сегодня чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег. Благодаря большому выбору всевозможных программ и услуг, которые есть на финансовом рынке, сегодня можно начинать получать доходы с самыми минимальными вложениями;

Финансовая грамотность включает в себя и понимание того, что активный способ получения дохода, не будет длиться вечно.

Рано или поздно, вам придется уйти на пенсию и лучше сделать так, чтобы к этому моменту у вас были источники пассивного дохода. А лучше не ждать пенсии, а стараться еще в молодом возрасте создать источники пассивного дохода;

Инвестиции

Это самая сложная, связанная с определенными рисками основа финансовой грамотности. Здесь необходимо приложить усилия для того, чтобы понять все нюансы, которые могут вас ожидать в разных сегментах.

Рекомендации родителям

Рекомендации родителям

Почему возникла необходимость финансового воспитания детей?

Ребенку до 4-5 лет довольно трудно втолковать понятие «дорогая игрушка» или «такую же можно купить дешевле в другом магазине». Бывает, что маленькие транжиры не просто просят, а требуют купить. Не ругайте своего ребенка – это нормально. Представления о «цене» денег он усвоит лишь к 8-9 годам.

Ребенок учится манипулировать людьми, когда родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Они очень быстро понимают, что это помогает им вить из родителей веревки.

Говорить ребенку твердое «нет!» нужно. Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа. Самое главное: никогда не говорите ребенку, что денег нет, если вы тратите их при нем же на ненужные мелочи. Началась истерика – просто уйдите из магазина. И по дороге объясните малышу, почему вы не можете купить ему то, что он хочет, именно сейчас. Поверьте, 5-6 летний малыш способен если не принять, то хотя бы смириться с этим фактом.

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конфликт «деньги и дети» часто возникает в семьях, где взрослым самим нужно научиться разумным тратам. Так, получив зарплату, мама и папа тратятся на полную катушку, а через две недели остаются вообще без денег и не могут приобрести то, что необходимо. Приходится одалживать. Расточительный ребенок – зеркальное отражение финансово неграмотных родителей.

Влияние на развитие экономических представлений ребенка оказывает только личный опыт обращения с деньгами, а никак не интеллект, возраст или материальное положение семьи.

Финансовое мировоззрение с раннего возраста

Для этого необходимо давать детям поручения. Они, кстати, будут и проявлением родительского внимания. Пусть малыш ежедневно помогает вам. Мальчика попросите принести табуретку, помочь забить гвоздь, включить компьютер или выключить свет в другой комнате. Девочка (да и мальчик тоже) могут помогать на кухне: сервировать стол, вытереть и расставить вымытую посуду. Но помните: никогда не ругайте ребенка, если он что-то сделал не так. Ведь он хотел помочь. Не уставайте хвалить малыша.

Обращение с деньгами

Так или иначе, ребенок слышит о деньгах и видит их. Под вашим присмотром разрешайте ему самостоятельно расплачиваться за покупки. Заходя в магазин за хлебом, поручите ему ответственное дело. Дайте деньги, расскажите, что нужно встать в очередь, затем отдать тете денежку и сказать, какой хлеб нужен. Это не обязательно делать ежедневно, но раз-два в месяц можно. Это даст ребенку представление о денежном обороте. 

Через определенное время дайте ему столько денег, чтобы малыш получил сдачу. Объясните, почему в прошлый раз сдачи не было, а сегодня есть. Задания усложняйте постепенно, чтобы интерес не пропал. Так вы постепенно приучите ребенка к самостоятельности.

РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Если вы идете с ребенком приобретать школьные принадлежности или подарки к празднику, не забывайте делиться с ним своими соображениями по поводу качества товаров и цен на них. А чтобы воспитать чувство экономии, можно в супермаркете организовать с ним игру «Поиск сокровища». Предложите найти аналогичный товар по минимальной цене.

Карманные деньги и расчеты расходов

6-8 летнему ребенку можно давать карманные деньги. Лучше делать это раз в неделю. Определите небольшую сумму, которую ребенок будет получать, например, по субботам. При этом будьте готовы к тому, что свои первые деньги сын или дочь потратят на безделушки, конфеты или жвачки. Не препятствуйте. И ни в коем случае не давайте деньги до следующей субботы. Со временем ребенок поймет, что эти деньги можно не тратить, а придержать, чтобы купить себе желаемое.

В некоторых семьях бывает мало свободных денег, поэтому карманные деньги для школьника кажутся родителям расточительством. Если это ваш случай, лучше давать ребенку символическую сумму, чем не давать ничего. Помните, что даже небольшие деньги дадут учащемуся 1-2 класса ощущение самостоятельности.

Не забывайте при этом, что карманные деньги – это не поощрение ребенка за какие-то достижения, а часть его финансового воспитания. Недопустимо дать деньги, а после отобрать их, придумав благовидный предлог. Выдаваемая сумма зависит от возраста ребенка и финансового положения семьи.

Помните ещё вот о чем: независимые доходы ребенка должны принадлежать ему лично и никак не сказываться на постоянных доходах ребенка (его карманных деньгах). Если это денежный подарок кого-нибудь из родных или стипендия, ребенок должен тратить их по своему усмотрению. Взрослым можно лишь предложить ребенку совершить ту или иную покупку, но ни в коем случае не давить на него.

Многие родители платят детям за хорошие отметки или помощь по дому. Психологи категорически не рекомендуют это делать. Помощь по дому уставшей маме подменяется стремлением заработать. Для мотивации помощи по дому или хороших оценок используйте нематериальные стимулы. Ведь все члены семьи что-то делают по дому и заботятся друг о друге, и ребенок тоже должен это делать. Но трудоемкая деятельность (помощь папе на работе, мытье машины, другие дела, на которые у родителей не хватает времени) должны оплачиваться – зачем обрекать ребенка на рабочий альтруизм? Пусть он получит символическую оплату. Например, оставит себе сдачу после похода в магазин.

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком

Дети должны знать, каким образом и для чего деньги приходят в семью, как правильно тратить их и зачем нужно откладывать часть дохода на будущее.

Рассказывайте ребенку, как и за что родители получают деньги – он должен знать, за что платят вам зарплату. Дети часто становятся расточительными, поскольку не знают, откуда берутся в семье деньги, что родителям приходится работать, и часто эта работа бывает очень тяжелой. Первый признак финансовой неграмотности ребенка – то, что он не знает, где и кем работают родители и за что они получают деньги.

Детей следует вовлекать в обсуждение бюджета вашей семьи и планирование трат. Расскажите о необходимости оплаты коммунальных услуг и объясните, что каждая семья должна иметь деньги на непредвиденные расходы.

Демонстрируйте детям финансовую грамотность на собственном примере. Осмотрительно планируйте траты, разумно копите деньги.

Путь к финансовой независимости

Ребенку следует объяснить, что деньги выполняют функцию обмена. Вы делитесь с другими своими знаниями, умениями и получаете за это деньги. Вместе подумайте, как ребенок в будущем сможет превратить свои таланты в деньги, какие знания и умения могут привести его к финансовой независимости.

Американский психолог Говард Гарднер выделил семь талантов:

·  вербально-лингвистический – способность читать и писать. Это люди, которые собирают информацию и делятся ею с другими (юристы, журналисты, писатели);

·  пространственный талант присущ творческим людям (художники, поэты, архитекторы, дизайнеры и др.);

·  физический талант – это способности спортсменов и танцоров, людей, которым нравится физическая работа, изготовление вещей;

·  цифровой талант относится к данным, которые измеряются в цифрах (инженеры, программисты, математики);

·  личностный талант отвечает за установки, которые дает себе человек, определяя лично для себя, быть ему богатым или бедным;

·  межличностный талант присущ людям, которым легко дается общение с другими людьми (политикам, проповедникам, продюсерам, актерам, продавцам, учителям, ораторам);

·  талант, связанный с окружающей средой  присущ людям, которым нравится иметь дело с животными, растениями, землей, океаном.

Определив таланты и устремления своего ребенка, не жалейте сил и средств на то, чтобы развивать их – ведь это в конечном итоге приведет его к финансовой независимости.

Рекомендации учащимся

Рекомендации учащимся

11 советов управления деньгами:
 

1. Старайтесь всегда планировать свой личный бюджет и следовать ему.

2. Ответственно и аккуратно относитесь к трате денег, не переусердствуйте.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите своих родителей открыть банковский счет на ваше имя и регулярно вкладывайте на него личные деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь (телефон, планшет, предмет одежды), которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу.

7. Заведите копилку. Вносите в нее сдачу от своих покупок, часть карманных денег, денег, подаренных семьёй на День рождения. Так вы сможете накопить сбережения.

8. Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё (можно с родителями, братьями и сестрами, или с друзьями), это будет весело и научит вас понимать всю ценность и сущность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10.  Учитесь вести бухгалтерию: запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Ваши родители зарабатывают деньги своим трудом.

Задания олимпиад по финансовой грамотности

Группы аграрной направленности

План работы на 2024/2025 учебный год

План по работе
с учащимися профильных классов аграрной направленности
 на 2024/2025 учебный год

№ п/пНаименование мероприятияСроки исполненияОтветственные
1.Организационная и информационно-аналитическая работа
1.1Анализ основных нормативных  документов по организации профильного обучения  аграрной направленностиавгустУчитель биологии
Пышненко В.Н.
1.2Обеспечение информационно- разъяснительной  работы о профильном обучении в группах аграрной направленности среди педагогов и обучающихсяВ течение учебного годаЗаместитель директора по УР Похолкина И.Г.
1.3Размещение информации на школьном сайте  по работе с учащимися  агрогруппыВ течение учебного годаУчитель биологии
Пышненко В.Н., инженер – программист Анищенко Е.А.
1.4Организация проведение классных часов по профориентации «Познай самого себя»В течение учебного годаКл. руководители 10,11 класса
1.5Виртуальное знакомство  со специальностями УВО  аграрной направленностиВ течение учебного годаУчитель биологии
Пышненко В.Н.
2.Взаимодействие с заинтересованными ведомствами
Проведение практических занятий в рамках объединения по интересам «Агрошкола» на базе  ГУДО «ВОДДиМ»В течение учебного годаУчитель биологии
Пышненко В.Н.
3.Организация работы с  ( законными представителями)
3.1.Обеспечение информационно-разъяснительной  работы о профильном обучении в группах аграрной направленности среди педагогов и обучающихсяВ течение учебного годаЗаместитель директора по УР Похолкина И.Г., классные руководители 9,10,11 классов
3.2Привлечение законных  представителей учащихся к участию в совместной  деятельности, проведению  воспитательных профориентационных встречВ течение учебного года Педагог- психолог, классные  руководители 9,10,11 классов
3.3Индивидуальные  собеседования с родителями  и выпускниками о правилах поступления в высшие и средние  сельскохозяйственные учреждения образования.В течение учебного годаклассные  руководители 9,10,11 классов
3.4Индивидуальные консультации для родителей, направленные на формирование осознанного  выбора их детьми профессии сельскохозяйственного профиляВ течение учебного годаклассные  руководители 9,10,11 классов
4.Организация работы с учащимися
4.1. Обмен мнениями  «Современная жизнь-новые  агропрофессии» ОктябрьУчитель биологии
Пышненко В.Н.
4.2Организация встреч учащихся с представителями аграрных профессий и экскурсий на предприятия аграрной направленности1.Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси «Опытная станция Тулово»2.Государственное предприятие «Витебский зеленхоз»3. УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины»В  течение учебного годаЗаместитель директора по УР Похолкина И.Г., Заместитель директора по ВР Жукова О.А.
4.3Посещение дней открытых дверей учреждений образования  аграрной направленностиВ течение учебного годаЗаместитель директора по ВР Жукова О.А.
4.4 Проведение образовательных экскурсий  на пришкольном участке, благоустройство территорииВ течение учебного годаУчитель биологии
Пышненко В.Н.
4.5Факультативное занятие «Введение в аграрные профессии»В течение годаУчитель биологии
Пышненко В.Н.
4.6Круглый стол «Перспективы развития АПК Беларуси»январьУчитель биологии
Пышненко В.Н.

Мероприятия в рамках "Агросубботы"

В рамках мероприятий «Агросубботы» для учащихся аграрных групп 10 и 11 классов была проведена виртуальная экскурсия по коммунальному сельскохозяйственному унитарному предприятию «Рудаково». Ребята познакомились с возможностями и продукцией сельскохозяйственного унитарного предприятия.


В рамках мероприятий «Агросубботы» для учащихся аграрных групп 10 и 11 классов на базе ГУДОДиМ состоялась выставка-демонстрация клубней картофеля разных сортов. В ходе опытов ребята определяли и сравнивали содержание крахмала в разных сортах картофеля.


В рамках мероприятий «Агросубботы» на базе ГУДОДиМ для учащихся агрогрупп прошло интерактивное мероприятие «Удивительные растения». Ребята узнали много нового и интересного.

В рамках мероприятий «Агросубботы», с целью формирования высокой экологической культуры и воспитания бережного отношения к окружающей среде, учащиеся аграрных групп посетили полигон бытовых отходов. А также подготовили фото для участия в республиканском конкурсе «Созидая, не разрушай!»

Учащиеся агрогрупп с интересом обсудили перспективы развития АПК Республики Беларусь, систематизировали знания о «Витебском  зональном институте сельского хозяйства НАН Беларуси». Ребята познакомились с сортами зерновых и зернобобовых, выращиваемых в Беларуси, особенностями агротехники.


В ГУО»Средняя школа 28 г.Витебска имени Е.С.Зеньковой» состоялась профориентационная встреча»Выбор в современном мире»,на которой присутствовали главный государственный санитарный врач Витебской области СинкевичВ.А.,главный государственный санитарный врач г.Витебска и Витебского района Передков А.В.,врач-гигиенист ГУ»Витебский областной центр гигиены,эпидемиологии и общественного здоровья»Юденков И.С.,методист учебно-методического кабинета Октябрьского района г.Витебска Семчук Д.Н.Учащиеся расширили свои знания о профессии врача-эпидемиолога,значимости профилактических мероприятий.До сведения были приведены  преимущества для   абитуриентов,участвующих в конкурсе на обучение на условиях целевой подготовки в УО»Белорусский государственный медицинский университет» по специальности»медико-профилактическое дело».В настоящее время имеется значительная востребованность в специалистах медико-профилактического профиля,поэтому предоставленная информация была актуальной и своевременной. 

Изображение

Учащиеся агрогрупп приняли участие в вебинаре»Путь к успеху».Секретами своего успеха в профессии поделилась Калтович Ирина Васильевна,заведующий сектором комплексных исследований мясных продуктов научно-производственного республиканского дочернего унитарного предприятия»Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию»,кандидат технических наук,обладатель стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым на 2022 год,победитель республиканского молодежного проекта»100 идей для Беларуси».Ирина Васильевна рассказала о новейших разработках в  отрасли,новинках молекулярной  кухни,перспективах развития пищевой отрасли Республики Беларусь.Встреча была актуальной, содержательной и имела профориентационную направленность, так как учащиеся более подробно познакомились с профессией ученый.

Изображение

Учащиеся агрогрупп аграрной направленности приняли участие в районном форуме «За молодежью БУДУЩЕЕ»

Изображение
Изображение

В Беларуси картофель называют «вторым хлебом», а белорусов зовут «бульбашами» – словом, кому понимать в «бульбе», как не нам?

Именно эта тема была затронута ребята агрогрупп на очередном занятии в ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи». Учащиеся совместно с преподавателями вспомнили историю окультуривания картофеля, исторические моменты завоза картофеля в нашу страну. Интересным и поучительным был рассказ о основных направлениях селекции картофеля в Беларуси, о перспективных сортах картофеля, которые можно выращивать на приусадебных участках, их биологических свойствах и особенностях, а также оказалось, что от правильного выбора сорта картофеля будет отличаться  качество приготовленного блюда.

Полученные знаниями учащиеся в дальнейшем смогут применить у себя на приусадебных участках, где совместно с родителями будут высевать картофель.


Для  закрепления практических умений и навыков учащихся агрогрупп  государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г. Витебска имени Е. С. Зеньковой»  прошло факультативное занятие «Введение в аграрные профессии» на базе ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи».

Учащиеся   познакомились с типами почв, проанализировали зависимость свойств почвы, ее урожайность от структуры. А возможность увидеть в электронный микроскоп мельчайшие частицы почвы помогла  углубить  знания  по биологии.

Изображение
Изображение

Учащиеся агрогрупп 10-11 классов стали участниками практического занятия в рамках факультатива на базе ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи». Это занятие способствовало отработки практических умений и навыков, расширению знаний по данной тематике. Ребята смогли посмотреть на разновидности выращиваемых в республики зерновых, кукурузы, а также заложить опыты по выращиванию семян растений на гидропонике.

Также  учащиеся обменялись мнениями по теме «Современная жизнь-новые агропрофессии», узнали о такой  остродефицитной специальности как

«Селекция и семеноводство», что расширило их знания об агропрофессиях.

Изображение
Изображение

Учащиеся аграрных групп 10-11 классов    приняли участие в дискуссии по темам: «Современные технологии в растениеводстве», «Биотехнологии в растениеводстве». Ребята привели плюсы и минусы современных технологий, однако большинство ребят считает, что применение биотехнологических методов и приемов перспективная, но, к сожалению, не всегда реализуемая задача.

Изображение

 Держинский Евгений Александрови, доцент кафедры УО»ВГУ им.Машерова»  совместно с учителем биологии Крамаренко Е.А.провели диспут по теме «Состояние АПК Витебской области»,в ходе которого рассмотрели интересующие вопросы по агротехнике выращивания сельскохозяйственных культур, перспективах  развития.Также учащиеся в рамках профориентации познакомились с новой специальностью 2023 года»микробиолог».

Изображение
Изображение

Несмотря на затянувшиеся холода, учащиеся агрогруппы 10-11 классов    вспомнили, что с приходом весны-лета в родном городе Витебске появляются яркие клумбы. Ребята обсудили перспективы и агротехнику выращивания цветочных культур, вспомнили основные принципы селекции и семеноводства однолетних и многолетних декоративных растений, а также попытали    составить проекты различных видов цветочных устройств.  Занятие прошло ярко и креативно. 


В учреждении образования 2 декабря 2022 г. прошла встреча учащихся аграрных групп 10, 11 классов с представителем УО «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий» города Могилева. 

На встрече учащиеся познакомились с основными специальностями, на которые производится набот в университет, узнали о льготах, существующих для выпусуников профильных классов аграрной направленности, возможности поступления в университет на основании собеседования.

Изображение
Изображение

23 ноября 2022 года учащиеся агрогруппы 10 класса стали участниками устного журнала по теме»Способы хранения товарного и семенного картофеля».Ребята вспомнили историю завоза картофеля, познакомились с основными технологиями хранения семенного и товарного картофеля».Активно учащиеся агрогруппы 11 класса подискуссировали на тему»Перспективные сорта каптофеля в Беларуси».Ребята познакомились с основными сортами картофеля, их характеристиками, а также обменялись мнениями о пищевых характеристиках основных сортов картофеля, которые выращивают вместе с родителями на своих приусадебных участках, выявили их преимущества, поделились советами по выращиванию картофеля

Изображение

Изображение 


Учащиеся агрогрупп   учреждения образования «Средняя школа № 28 г. Витебска» приняли участие в круглом столе «Сельское хозяйство Беларуси. Растениеводство».
              Учащиеся проанализировали структуру производства продукции растениеводства и животноводства по категориям хозяйств, структуру посевных площадей сельскохозяйственных культур, познакомились с передовыми направлениями в развитии растениеводства, животноводства и птицеводства, современными технологиями переработки, упаковки и хранения продукции, а также разнообразием сельхозтехники, обсудили основные стратегические направления развития АПК Республики Беларусь. 
             Ребята с большим интересом посмотрели видео победителя проекта 
«100 идей для Беларуси» Дарьи Вериго  на тему «Скрининг бактерий, антагонистичных по отношению к фитопатогеном», где предлагался новый метод борьбы с различными заболеваниями плодов без химических веществ. Это еще раз доказывает, что за молодежью-будущее сельского хозяйства, будущее страны. 

Изображение
Изображение

В рамках занятий «Агросубботы» для учащихся аграрных групп прошло занятие «Сезонные изменения в яблоневом саду учреждения образования». В ходе экскурсии по яблоневому саду учреждения образования учащиеся поговорили об образах яблока в пословицах, поговорках и мифах, задумались, почему именно яблоко чаще встречается в сказках, а также истории о яблоках, которые изменили мир. Изучив морфологические особенности деревьев в яблоневом саду, определили сорта деревьев яблоневого сада. Ну а дома, совместно с родителями учащиеся помогли приготовить вкусные закатки из яблок.

Изображение
Изображение
Изображение

Учащиеся аграрной группы принимают участие в областном форуме классов аграрной направленности

«За молодёжью – БУДУЩЕЕ!»

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Заключительный этап областной олимпиады «Агрополия»

12 мая учащиеся 10 класса Черненков Станислав, Демидова Анастасия, Шкуратова Елена приняли участие в заключительном этапе областной олимпиады «Агрополия» для учащихся Х-ХІ классов учреждений общего среднего образования, осваивающих программу факультативных занятий «Введение в аграрные профессии». В рамках двухдневной олимпиады (12-13 мая) участники выполняли теоретические олимпиадные задания, принимали  участие в различных мастер-классах, подготовленных представителями кафедр учреждения образования «Витебская ордена «Знак почета» государственная академия ветеринарной медицины».  А также совершили экскурсию на предприятие ОАО «Белвитунифарм», по студенческому городку Академии.

Черненков Станислав награжден дипломом I степени, Демидова Анастасия – дипломом II  степени, Шкуратова Елена- сертификатом. Поздравляем победителей!

Изображение

Учащиеся 10 класса, осваивающие содержание учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» приняли участие в областной дистанционной олимпиаде «Агрополия».  Шкуратова Елена, Черненков Станислав, Демидова Анастасия стали участниками очного тура.

Желаем успехов и побед!

Изображение
Изображение

 

Экскурсии в рамках "Агросубботы"

В рамках экскурсий «Агросубботы» учащиеся профильных групп аграрной направленности посетили профориентационное мероприятие в учреждении образования «Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины».

В рамках экскурсий «Агросубботы» для учащихся агрогрупп 10 и 11 классов состоялось экскурсия «Путешествие по экотропе» на базе ГУДОДиМ. В ходе экскурсии ребята разработали маршрут экологической тропы. Во время обучающей экскурсии учащиеся не только изучали остановки маршрута, но и проиграли в экологические игры.

Учащиеся аграрных групп 10-11 классов посетили встречу с представителями учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий». Ребята познакомились с правилами приёма в учебное заведение, особенностями поступления на условиях целевых договоров. Информация была актуальной и интересной.


На базе ГУДО «ВОДДиМ» учащиеся агрогрупп смогли отработать полученные на факультативных занятиях курса «Введение в аграрные профессии» знания на практике. Ребята проанализировали состояние и перспективы роста посаженных растений, смогли предсказать возможный результат опыта с бататом, а посаженная своими руками рассада перцев и томатов способствует формированию практических умений и навыков.


Учащиеся агрогрупп 10-11классов стали участниками интерактивной площадки, организованной представителями УО»Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий».Ребята познакомились с изменениями в Правилах приема в учебные щаведения Республики Беларусь,особенности поступления на условиях целевых договоров.Информация была актуальной и интересной

Изображение

Учащиеся агрогрупп стали участниками экскурсии в теплицы ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи».

Ребята  смогли понаблюдать за результатами заложенных опытов с чуфой,  оценить примерную эффективность выращивания данного растения, использую обычный подсчет количества «подземных орешков» с одного растения, отсортировали их, взвесить  и проанализировать полученный результат.   

Изображение
Изображение

Тематическая экскурсия состоялась для учащихся агрогрупп государственного учреждения образования «Средняя школа № 28 г. Витебска имени Е. С. Зеньковой» в теплице ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи».

Старшеклассники отработали практические приемы агротехники сельскохозяйственных культур, смогли собрать урожай чуфы, сосчитать количество клубеньков с одного растения. Также ребята обменялись мнениями   о профессиях сельскохозяйственного профиля, что способствовало  формированию интереса к аграрным профессиям.

Изображение

Учащиеся агрогрупп 10-11 классов стали участниками экскурсии по учебно-опытному участку ГУДО «Витебский областной дворец детей и молодежи». Экскурсовод Аференок Н.Н. показала учащимся делянки, на которых выращивают батат, рассказала об особенностях  агротехники  данной культуры. Также учащихся впечатлили делянки с чуфой, они даже смогли попробовать на вкус этот «земляной арахис». В теплице ребята посмотрели опытные образцы чуфы, посадки салата. Экскурсия была полезной, запоминающей и способствовала развитию интереса к выращиванию сельскохозяйственных культур. 

Изображение
Изображение

Агропромышленный комплекс — одна из главных составляющих экономики Беларуси.  Учащиеся 10-11 классов (профильная группа) ГУО «Средняя школа № 28 г. Витебска имени Е. С. Зеньковой» в рамках «Агросубботы» посетили    УО «Городокский государственный аграрно-технический колледж».

Ребята смогли «вживую» увидеть принципы работы агрегатов и механизмов действующей техники, смогли увидеть современные грузовые и легковые экскаваторы, колесные и гусеничные трактора, экскаваторы, бульдозеры, комбайны, автобусы.

 Старшеклассниками просто и доступно рассказали о самом главном, что может пригодиться будущему аграрию в работе.

Изображение
Изображение

В рамках мероприятий «Агросубботы» учащиеся 10-11 классов (профильная группа) посетили выставку «Беларусь интеллектуальная». На выставке свои достижения и разработки демонстрируют ученые НАН Беларуси, представители учреждений образования, научно-исследовательских государственных и частных организаций страны, технопарков, которые занимаются научными исследованиями.

 Старшеклассников заинтересовали новейшие научные разработки по темам: «Агропромышленный комплекс. Продовольствие», «Биотехнологии», «Экология. Природопользование».

Ученый секретарь «РУП Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси» Равбис Олег Олегович познакомил ребят с зональными адаптивными, ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями возделывания сельскохозяйственных культур в условиях северо- восточной части республики. А также обменялся мнением с ребятами о самых перспективных сортах картофеля для нашей местности.

Старшеклассники еще раз убедились, что непрерывное развитие белорусской науки, интенсивное взаимодействие науки, образования и производства, наращивание внедрения научных достижений в реальный сектор и социокультурную сферу оказывает позитивное влияние на качество жизни и благосостояние белорусского народа.

Изображение
Изображение
Изображение

В рамках мероприятий «Агросуббота» учащиеся профильных групп 10-11классов посетили факультет химико-биологических и географических наук УО»ВГУ им.Машерова».Ребятаизучили экспонаты народного биологического музея кафедры зоологии  и ботаники,познакомились с видовым многообразием животных мировой фауны.Преподаватель, доцент кафедры зоологии и ботаники Держинский Евгений Александрович более подробно остановился на многоообразии растений и животных родного края.Ребята получили массу положительных эмоций после посещения живого уголка, где смогли  наблюдать за поведением крысок,морских свинок. 

Изображение
Изображение
Изображение

Учащиеся 10, 11 классов   расширили свои знания  по озеленению и благоустройству ( устройство цветников, газонов, альпинариев), удалению деревьев, формовочной и санитарной обрезке декоративных деревьев и кустарников, выкашиванию газонов, смогли узнать много интересного о профессиях 
агронома и флориста, посетив ГП «Витебский зеленстрой». 


Учащиеся 10 и 11 класса (профиль химия/биология) посетили РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства НАН Беларуси» с целью ознакомления с экологически безопасными технологиями возделывания сельскохозяйственных культур в условиях северо- восточной части Республики Беларусь. Равбис Олег Олегович, ученый секретарь Витебского зонального института сельского хозяйства НАН Беларуси, провел увлекательную экскурсию по территории организации, в ходе которой ребята познакомились с основными производственными отделами организации, в которых ведется оригинальное семеноводство новейших районированных и перспективных сортов сельскохозяйственных культур белорусской и зарубежной селекции.
               Ребята с интересом поучаствовали в   экологическом квесте, смогли  применить полученные теоретические знания на практике, узнав в предложенных пробирках разнообразные образцы сельскохозяйственных культур. Также ребята смогли представить себя в роли лаборантов, научных сотрудников при посещении лаборатории и закладки опытов для выращивания картофеля в пробирке. Экскурсия была увлекательной и познавательной. 

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

В сентябре 2022 года состоялась экскурсия по яблоневому саду учреждения образования, в ходе которой учащиеся поговорили об образах яблока в пословицах, поговорках и мифах, задумались, почему именно яблоко чаще встречается в сказках, а также истории о яблоках, которые изменили мир. Изучив морфологические особенности деревьев в яблоневом саду, определили сорта деревьев яблоневого сада. Ну а дома, совместно с родителями учащиеся помогли приготовить вкусные закатки из яблок.

Изображение
Изображение
Изображение


09 апреля 2022 года учащиеся 9-х и 10 классов стали участниками профориентационной экскурсии «Мы в будущее. Ты с нами», а также в рамках занятий «Агросубботы» посетили Аграрный колледж УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины». Учащиеся получили информация о специальностях и правилах приема 2022, познакомились с творческим и профессиональным потенциалом учащихся и преподавателей учреждения образования. В ходе проведенных мастер-классов ребята погрузились в мир профессий и специальностей «Агрономия», «Зоотехния», «Ветеринарная медицина». Изюминкой экскурсии явилось посещение дендропарка, где собрана коллекция редких растений из разных мест ближнего и дальнего зарубежья. Учащиеся еще раз убедились, что выбрать свое будущее- это очень ответственный шаг. А успешная карьера начинается с хорошего образования. И правильный выбор специальности сегодня-Ваше надежное будущее завтра!

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

25 марта учащиеся 10 класса в рамках агросубботы посетили  День открытых дверей в Витебской государственной академии ветеринарной медицины.

Гостей Дня открытых дверей приветствовал ректор академии Николай Гавриченко. Затем у учащихся была возможность пообщаться с сотрудниками приемной комиссии и деканами факультетов. Были организованы экскурсии по музеям и кафедрам академии.
Крупнейший ветеринарный вуз готов помочь всем желающим выбрать дорогу в жизни.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

В рамках «Агросубботы» для учащихся 9-х и 10 ( профильная группа) класса прошло тематическое занятие «Современная сельскохозяйственная техника» на базе УО «Городокский агро-технический колледж».

Учащиеся посетили лабораторию тракторов ОАО «МТЗ», где познакомились с образцами современной техники всех белорусских производителей, применяемой на сельскохозяйственных предприятиях. Ребята с удовольствием слушали рассказ экскурсовода о работе ресурсного центра учреждения образования, где приобретают умения и навыки эксплуатации электрических сельскохозяйственных машин и механизмов, техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственных машин.

Учащиеся в очередной раз убедились, что сельское хозяйство в современных условиях-это модернизируемая отрасль производства

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Учащиеся 10 класса в рамках «Агросубботы» посетили современное предприятие «Витебск-АГРО».

Данное подразделение телезавода выращивает рассаду томатов, огурцов, перцев, капусты, однолетних цветов.   Предприятие использует «естественные технологии», позволяющие получить продукцию отменных вкусовых и потребительских свойств.

Особенно заинтересовали учащихся разработки биолаборатории по внедрению современных методов борьбы с вредителями, а также капельный полив. Ребята с увлечением слушали ведущего специалиста предприятия «Витебск-АГРО», задавали интересующие их вопросы. В очередной раз учащиеся убедились, что современное сельское хозяйство — это автоматизированная система.

Данная экскурсия поможет сегодняшним старшеклассникам сделать выбор, который определит дальнейшую жизнь.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

23 октября учащиеся 10 класса (профиль биология и химия) посетили унитарное предприятие »Рудаково ». Это одно из крупнейших предприятий в республике площадью 18 гектар. На тепличном комбинате выращивают огурцы, томаты и зелёные культуры. Учащиеся с интересом познакомились с технологией выращивания, подкормкой и поливом растений.

Изображение
Изображение


25 ноября 2021 года учащиеся 10 класса с классным руководителем Юпатовой Е.И. и учителем биологии Крамаренко Е.А. с целью закрепления полученных знаний и знакомства с организацией производства посетили дочернее коммунальное унитарное сельскохозяйственное тепличное предприятие витебский «Зеленхоз».В ходе экскурсии учащиеся посетили теплицы , в которых выращивается цветочная продукция на срез, горшечные растения и цветочная рассада.Ребята буквально очутились в тропическом климате, вдохнули аромат роз, хризантем и других растений. С увлечением учащиеся слушали рассказ экскурсовода о капельном поливе растений, способах ухода за растениями, видовом разнообразии растений.

Изображение
Изображение
Изображение

Проблема профильной дифференциации обучения является одной из ключевых в контексте развития современных образовательных систем.

Совершенствование образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования связано с построением содержания образования на основе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать как интересы и способности обучающихся, так и потребности общества и государства в формировании социально активной и творческой личности.

Постановлением совместного заседания коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 17.9/39 от 20 декабря 2017 года принято решение о создании профильных классов аграрной направленности путем проведения факультативных занятий в 10-11 классах «Введение в аграрные профессии». Данное Постановление обращает внимание на высокую экономико-социальную значимость создания классов аграрной направленности.

 В 2024/2024 учебном году в государственном учреждении образования «Средняя школа № 28 г. Витебска имени Е.С.Зеньковой» функционируют 10-й класс (группа) аграрной направленности и 11-й класс (группа) аграрной направленности.

Учащимся класса предоставлена возможность углубленно изучать биологию, химию, а также посещать факультативные занятия «Введение в аграрные профессии». Особенностью этих занятий является их ориентированность на осознанный выбор профессий сельскохозяйственного профиля, формирование представления о будущей трудовой деятельности.

Учащиеся аграрных классов получают знания в области сельского хозяйства, что позволит лучше понимать сельскохозяйственные профессии и их сложность; смогут увереннее планировать своё профессиональное будущее, а значит, точнее оценивать перспективы трудоустройства и работы в аграрной сфере. Кроме того, при поступлении в сельскохозяйственные учебные заведения у выпускников аграрного класса будут такие же привилегии, что и у выпускников педагогического класса, – зачисление по итогам собеседования, без вступительных испытаний и результатов ЦТ.

Педагоги уверены, что учащиеся аграрных классов сделают правильный выбор, потому что от этого зависит не только их будущее, но и будущее сельского хозяйства страны в целом.

Программа факультативных занятий «Введение в аграрные профессии» составлена в соответствии с целями и задачами развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Профильный класс (агрогруппа) аграрной направленности – это…

— изучение учащимися 10 – 11 классов учебных предметов на повышенном уровне.

— освоение курса «Введение в аграрные профессии» (всего 140 ч).

Содержание программы курса структурировано в два блока:

Блок 1. «Введение в аграрное производство»  состоит из 4 модулей: — «Мир сельскохозяйственных растений и животных»; — «Химический состав и кислотно-основной гомеостаз живых организмов. Постоянство сред. Минеральный обмен»; — «Физика в сельском хозяйстве»; — «Современные направления и методы в селекции и биотехнологии сельскохозяйственных растений и животных».

Блок 2. «Основы аграрного производства» включает в себя 4 модуля: — «Живые организмы и окружающая среда»; — «Технология получения сельскохозяйственной продукции»; — «Техническое и энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства»; — «Агрогородки. Сельский быт. Выдающиеся люди села».

Цель занятий – создавать необходимые условия для самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования и осознанного выбора профессии.

Задачи курса: — формирование у обучающихся интереса к аграрным профессиям; — получение обучающимися знаний о многообразии сельскохозяйственных растений и животных; — ознакомление обучающихся с технологиями производства сельскохозяйственной продукции; — формирование у обучающихся знаний об уровне технического и энергетического обеспечения сельскохозяйственного производства; — ознакомление обучающихся с государственной политикой развития агропромышленного комплекса страны; — получение обучающимися необходимых знаний о назначении, сущности, перспективах развития аграрных профессий.

Особенностью факультативных занятий является: — ориентированность занятий на осознанное развитие личности старшеклассников в период выбора профессии, формирование у них представления о своей будущей трудовой деятельности. — проведение практических занятий, семинаров, экскурсий, выездных занятий в передовые организации (предприятия) АПК с целью закрепления полученных знаний на практике и знакомства с организацией аграрного производства. — нестандартные формы занятий – дискуссии, деловые игры, творческие задания, проекты и др. — посещение аграрных и сельскохозяйственных УО с целью знакомства с материально-технической базой и условиями проживания и обучения студентов.

Возможности и перспективы выпускника агрокласса (агрогруппы): — раскрыть свои способности, расширить представления о современном сельском хозяйстве участвовать в совместных мероприятиях: конференциях, экскурсиях, встречах, презентациях сделать осознанный профессиональный выбор, соответствующий личным способностям и стремлениям — поступить в высшие учебные заведения Республики Беларусь на аграрные специальности на льготных условиях.

Количество обучающихся в группе — 24 человека.


Учебные заведения аграрного профиля Республики Беларусь


Футурологи спрогнозировали, какие аграрные профессии будут востребованы после революции в традиционном сельском хозяйстве, которая произойдет в ближайшие 10-20 лет

Если верить футурологам, то происходящие изменения в современном агросекторе сравнимы с теми процессами, которые в первой половине XX века привели к широкому распространению моторизированной сельхозтехники.

С развитием технологий появятся и новые профессии. Многие из них будут объединять обыденные навыки и новые умения, другие же пока не имеют аналогов и станут настоящим открытием для аграрной отрасли. О том, какими будут аграрии будущего, рассказывает портал Агроинфо со ссылкой на материал в интернет-издании Foodbay.

Сити-фермер

Сельское хозяйство пришло в большие города. Проекты сельхозугодий, расположенных на крышах небоскрёбов, и так называемых вертикальных ферм уже никого не удивляют. В связи с этим аналитики исследовательского центра «Сколково» считают, что уже через 15 лет появится новая профессия сити-фермера. Эти работники будут специализироваться на выращивании сельскохозяйственных культур в условиях современного мегаполиса, а также в устройстве и совершенствовании угодий в стеснённых условиях.

Агроном-генетик

Несмотря на все страшилки о генномодифицированных продуктах, они постепенно покоряют мир. Поэтому в будущем будут востребованы агрономы, специализирующиеся в сфере генной модификации растений. Они будут применять достижения биотехнологий на практике, адаптируя культуры к местным климатическим условиям, повышая урожайность, улучшая вкус и продлевая сроки хранения плодов.

Био-хакер

Ведущий футуролог Томас Фрей решил не останавливаться на мирном применении сельскохозяйственной генетики. По его мнению, в ближайшие 30 лет появятся био-хакеры, которые смогут взламывать генетический код организмов подобно компьютерным системам. Их способности по достоинству будут оценены любителями нечестной конкуренции. Скажем, компания A вложила огромные средства в выращивание в условиях города генномодифицированных томатов, которые не накапливают в себе вредные вещества и содержат антиоксиданты, помогающие человеку справиться с токсинами. Чтобы не потерять свою долю на рынке, компания B нанимает био-хакера, который разрабатывает генетический код, ускоряющий разложение плодов. В итоге компания A терпит огромные убытки из-за быстрой порчи собранного урожая.

Оператор дронов

Во многих странах беспилотные летательные аппараты уже сегодня активно используются для контроля за сельхозугодиями. Поэтому в ближайшие 10 лет в крупных аграрных компаниях появятся целые отделы, отвечающие за спутниковую и аэроразведку. Работать в таких отделах будут операторы, контролирующие работу эскадрилий беспилотников и аналитики, составляющие рекомендации по улучшению технологических процессов. С развитием умной сельхозтехники даже рядовые трактористы будут вынуждены пересесть за офисные столы с компьютерами, откуда смогут контролировать процесс высадки растений, орошения и сбора урожая.

Агроинженер

С каждым годом сельскохозяйственная техника становится всё более сложной. Навыков механика уже недостаточно, чтобы отремонтировать умный трактор или комбайн. Вместе с ними специалисту требуются знания по микроэлектронике, программированию и сетевым технологиям. Поэтому в ближайшее десятилетие появится профессия агроинженера, в обязанности которого будет входить обслуживание и настройка умных машин, а также объединение их в интеллектуальные кластеры.

Зоотехник

Для повышения производительности поголовья, необходимо создать идеальные условия выращивания скота, то есть позаботиться о микроклимате, сбалансированном рационе и своевременной профилактике заболеваний. Профессия зоотехника будет требовать знаний в области биологии, ветеринарии, диетологии, а также наличия технических навыков. В обязанности такого специалиста будет входить настройка климатических систем, устройств автоматического кормления, эксплуатация ветеринарного оборудования, отслеживающего в режиме реального времени состояние животных, разработка эффективных методов откорма и прочие задачи по улучшению условий содержания скота.

Сельскохозяйственный эколог

В Институте да Винчи считают, что развитие сельского хозяйства в ближайшие десятилетия будет неразрывно связано с экологией. В условиях сокращения плодородных почв потребуется создать новый класс экологов, которые будут специализироваться на методах сохранения природных ресурсов.

В задачи сельскохозяйственных экологов будет входить утилизация отходов, восстановление почв после выращивания отдельных культур, а также создание программ по ведению экологически чистого сельского хозяйства, не нарушающего природные процессы. Эти специалисты должны будут чётко знать какие методы стоит применить, чтобы получить экологически чистый урожай, который будет отвечать всем требованиям покупателя.

Агрокибернетик

Сегодня целые штаты программистов и техников работают над автоматизацией заводов и фабрик. Подобные специалисты появятся и в сельском хозяйстве. Агрокибернетики будут отвечать за настройку и обслуживание умных ферм, внедрение новых методов автоматизации, а также контроль технологических процессов. В недалёком будущем могут появиться целые компании, предлагающие фермерам превратить их хозяйство в единую цифровую систему.

Сбудутся ли прогнозы футурологов касательно представленных профессий – вопрос времени. Но одно можно сказать точно – предстоящий технологический рывок, связанный с массовым внедрением цифровых методов управления и биотехнологий, изменит сельское хозяйство до неузнаваемости.


Получая аттестат о базовом или общем среднем образовании, большинство выпускников школ стремятся получить специальности, которые, по их мнению, в современном обществе наиболее востребованы и перспективны. Юристы, переводчики, менеджеры… На сегодняшний день список профессий, предоставленных учебными заведениями, довольно огромный. И среди великого разнообразия специальностей есть те, которые связаны с сельским хозяйством. Инженеры и управленцы, технологи и механики, животноводы и зоотехники, агрономы и почвоведы – эти и многие другие специалисты трудятся в сфере сельского хозяйства.

Сельское хозяйство – отрасль экономики страны, которая обеспечивает население продовольствием. Сельское хозяйство тесно взаимодействует с другими отраслями: обеспечивает сырьем текстильную промышленность, использует достижения биохимии и продукцию машиностроения.

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики и призвано выполнять три важнейшие задачи:

1) обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т.е. быть гарантом продовольственной безопасности;

2) снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем;

3) сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма.

Все отрасли, которые участвуют в производстве, переработке и доставке потребителю сельскохозяйственной продукции, принято объединять под понятием агропромышленного комплекса (АПК). Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является самым крупным межотраслевым формированием, основной задачей которого является обеспечение эффективной работы сельского хозяйства. АПК призван обеспечивать потребительский рынок продовольствием и сырьем для промышленного производства. Как отрасль экономики, он включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение.

В аграрной сфере, как и в большинстве других отраслей, решающее значение принадлежит человеческому труду, развитие этой отрасли напрямую зависит от кадрового потенциала. Не секрет, что в нашей стране, сельскохозяйственные специальности достаточно долго считались неинтересными и непрестижными. Однако в настоящий момент ситуация в корне изменилась, и на эти профессии стали обращать внимание не только жители пригорода, но и горожане. Постепенно мифы о низкой заработной плате в сельскохозяйственной сфере уходят в прошлое. Профессиональное образование и наличие множества свободных вакансий позволяют молодому специалисту выстроить стремительную карьеру в государственном сельскохозяйственном предприятии и получать достойное вознаграждение за свой труд или открыть собственное дело, организовать фермерское хозяйство.

Сельское хозяйство делится на две крупные отрасли: растениеводство и животноводство. Все профессии, связанные с сельским хозяйством, можно разделить на производственный и управленческо-вспомогательный персонал. Производственный персонал – это специалисты, которые непосредственно занимаются производством продукции или обслуживанием производственных процессов. Это агрономы, селекционеры, животноводы, семеноводы, трактористы, комбайнеры и т.д. К управленческо-вспомогательному персоналу относятся специалисты, которые осуществляют общее руководство предприятием и другие непроизводственные задачи.

Растениеводство

Растениеводство включает производство зерна, картофелеводство, овощеводство, плодоводство, свекловодство, льноводство, кормопроизводство и т. д.

Агроном – это специалист в области растениеводства. Именно этот специалист отвечает за богатый урожай. Агроном проводит научные исследования в области агрономии, изучает и внедряет передовые методы возделывания полевых, садовых, огородных культур, разрабатывает и внедряет технологию по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками. Разрабатывает агротехнические мероприятия, направленные на повышение плодородия почв и увеличение урожайности сельскохозяйственных культур.

Организует работу по подготовке почвы к посадке, посеву полевых культур, выращиванию высококачественных сортовых семян и посадочного материала. Разрабатывает мероприятия по приготовлению и внесению удобрений в почву, календарные планы по уходу за посевами, контролирует выполнение работ по сбору, транспортировке и хранению собранного урожая.

Агроном по защите растений – это специалист, основной задачей которого является проведение систематических обследований сельскохозяйственных угодий на территории хозяйства, определение площади, степени заселения (заражения) их вредителями и болезнями и конкретных методов борьбы с ними.

Агроном по семеноводству – это специалист, основной задачей которого является выращивание качественных сортов семян и посадочного материала, необходимых хозяйству, а также уход за ними.

Агрохимик руководит проведением мероприятий по повышению урожайности сельхозкультур, под его началом агрохимическая лаборатория хозяйства определяет оптимальные для данной местности сорта растений и систему внесения удобрений. От него требуется знание общебиологических дисциплин, химии, основ селекции и семеноводства.

Инженер-мелиоратор отвечает за подготовку полей к орошению, под его руководством ведется обслуживание дождевальных установок. Чтобы правильно организовать оросительную систему, необходимо знание геодезии, умение читать рельефные топографические карты, определять уклоны местности.

Почвовед исследует характеристики грунтов на полях растениеводческого хозяйства, определяет естественные процессы, влияющие на состояние почвы, готовит рекомендации касательно использования тех или иных участков поля (какие культуры лучше выращивать, как повысить плодородие, как лучше бороться с эрозией и т.д.)

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства выполняет значительную часть полевых работ в современном растениеводстве, управляя колесными и гусеничными тракторами с навесным оборудованием. В круг должностных обязанностей тракториста входит вспашка и культивация полей, посевные работы, внесение удобрений, разбрызгивание ядохимикатов, уборка территорий и транспортировка грузов, выполнение других работ в поле.

Механизатор – специалист, способный управлять различными видами техники сельскохозяйственного направления. Наличие знаний в конструировании машин, плановом обслуживании и ремонте входит в обязанности этих сотрудников.

Слесарь по ремонту сельхозтехники и машин не участвует непосредственно в производстве продукции растениеводства. Тем не менее, ни одно серьезное растениеводческое хозяйство не может обойтись без таких специалистов. Слесарь занимается ремонтом и текущим техническим обслуживанием сельхозтехники и оборудования (тракторов, комбайнов, плугов, культиваторов, сеялок и т.д.)

Животноводство

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением и использованием сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции. Животноводство включает скотоводство, свиноводство, овцеводство, коневодство, птицеводство, кролиководство, рыбоводство и др.

Зоотехния – комплекс теоретических и технологических наук о разведении, кормлении, содержании и использовании животных; теоретическая и практическая основа животноводства.

Зооинженер – специалист по рациональному содержанию сельскохозяйственных животных. Организует и контролирует производство животноводческой продукции, добивается улучшения ее качества и снижения себестоимости (для сельского хозяйства). Обеспечивает рациональное содержание, кормление и использование животных в соответствии с принятой технологией и планом селекционно-племенной работы. Ведет зоотехнический и племенной учет и отчетность по животноводству, проводит мероприятия по обеспечению животных помещениями, кормами и др. Зооинженеры работают над повышением продуктивности животных за счет улучшения кормления и совершенствования племенной работы, выведением новых, более продуктивных пород, созданием оптимальных условий их содержания.

Зоотехник – это специалист, который осуществляет зоотехническую работу по улучшению племенных и продуктивных качеств племенного поголовья скота и птицы. Основной задачей зоотехника является организационно-технологическая работа в производственных подразделениях животноводческой отрасли, где он внедряет прогрессивные технологии производства продуктов животноводства и переводит его на промышленную основу.

Зоотехник-селекционер обеспечивает проведение селекционно-зоотехнических работ, выращивание племенного молодняка с использованием прогрессивных технологий, производство продукции животноводства (птицеводства). Проводит работу по созданию прочной кормовой базы, обеспечению сохранности кормов, организации полноценного кормления и правильного содержания скота (птицы). Расширяет долголетние культурные пастбища и сенокосы, размещает скот по фермам и помещениям, устанавливает его на зимовку и летнее пастбищное содержание. Осуществляет постоянный контроль качества животноводческой продукции, выполнения сроков и графиков ее реализации.

Врач ветеринарной медицины – это высококвалифицированный специалист широкого профиля, от которого требуется глубокое знание строения и функционирования организма животных. Он проводит профилактику, диагностику, лечение больных животных, занимается предупреждением распространения болезней, опасных и для человека, и для животных. Врачи ветеринарной медицины проводят ветеринарно-санитарную экспертизу, дают разрешение на использование в пищу мяса, молока, яиц, меда, грибов, ягод и других продуктов питания, занимаются охраной окружающей среды от биолого-токсических загрязнений, сохранением и приумножением многообразной дикой фауны. Назначение ветеринарной службы не исчерпывается лишь участием в развитии животноводства, специалистов ждут в мясной, консервной, холодильной промышленности, на молокоперерабатывающих и кожевенных предприятиях, в проведении экспортно-импортных операций.

Оператор машинного доения. Эта профессия – одна из массовых в организациях сельскохозяйственного производства, специализирующихся на производстве молока. Является преимущественно женской. Оператор машинного доения осуществляет свою деятельность в цехах животноводческих комплексов, механизированных ферм. Организация трудового процесса зависит от конкретных хозяйственных условий и применяемой технологии доения в организации. Основные технологические операции состоят из подготовительных и заключительных работ (подключение и отключение аппаратов, слив молока, промывка и дезинфекция доильных аппаратов, цилиндров и другие), управления технологическими процессами доения и регулировки оборудования доильных площадок и установок, измерение надоенного молока, проведение расчетов по измерительной таблице, раздача концентрированных кормов с помощью механизмов.

Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм. Важным требованием, которое предъявляют сегодня к оператору животноводческих комплексов, становится умение управлять машинами и различным оборудованием, использовать средства электрификации, автоматические устройства для управления микроклиматом, освещением или, например, устройство для целебного и профилактического облучения телят. Умелых рук требуют системы приготовления и раздачи кормов, водоснабжения, удаления навоза. Рабочий должен уметь контролировать и налаживать автоматические системы на ферме, планировать и организовывать собственную работу, принимая во внимание, в частности, состояние технических средств. Кроме того, оператор ежедневно осматривает закрепленное поголовье, отделяет слабых животных, а обнаружив больных, немедленно вызывает ветеринарного врача.

Оператор по приготовлению кормов. Машины и механизмы, которыми управляет оператор цехов по приготовлению кормов, заменяют ручной, малопроизводительный и физически тяжелый труд.

Оператор своевременно и в соответствии зоотехническими требованиями приготавливают корма высокого качества для животных, и раздает их по кормушкам. При этом оператор включает и выключает кормоприготовительные (дробилки кормов, измельчители соломы и корнеплодов, дозаторы, смесители) и кормораздающие (ленточные, цепочно-скрепковые или тросово-шайбовые транспортеры) машины.

Оператор знакомится с суточным кормовым рационом, составленным зооинженером. В зависимости от соотношения компонентов кормового рациона и их нормы выдачи оператор настраивает дозаторы всех линий (грубых, сочных, концентрированных кормов) на заданную производительность.